Тренер по скалолазанию: профессия, особенности работы, проблемы современного общества.
Что такое тренер по скалолазанию? Как найти и отличить хорошего тренера от плохого? Чем отличается тренер от инструктора и кто нужен именно Вам? Чего не стоит ждать от тренера? Что может помешать Вашему успеху в скалолазании?
Тренер по скалолазанию и инструктор по скалолазанию.
Многие путают эти две профессии, а разница – огромна.
Основная задача инструктора по скалолазанию – следить за безопасностью человека на скалодроме или скалах, а также по возможности помочь ему получить основы и обеспечить интересное пребывание на скалодроме (например, ознакомить с трассами, что-то подсказать по движениям).
Инструктором по скалолазанию может стать любой человек, прошедший соответствующее обучение основам безопасности на скалодроме и скалах.
Тренер же по скалолазанию имеет основную функцию – научить правильно лазить, то есть передать человеку свои знания, систему тренировок, скорректированную под физические и психологические особенности этого человека.
Обучение происходит в определенной последовательности, с правильной дозировкой нагрузок, с расчетом на дальнейший прогресс. Тренерами по скалолазанию становятся люди, желающие передать свой опыт и знания другим и главное - умеющие это делать.
В знания тренера включаются и знания инструктора.
Сегодня растет количество скалодромов, а значит и тренеров, а их качество работы зачастую желает лучшего. На сегодняшний день нет механизма проверки качества работы и аттестации тренеров, поэтому при желании тренером может и имеет право стать каждый более-менее прилично лазающий человек.
Как отличить хорошего тренера по скалолазанию от плохого.
1) В первую очередь, хороший тренер никогда не будет лазить сам во время тренировки своих учеников. Он может демонстрировать или провешивать маршруты для дальнейшего лазания учеников. Но работать над своими трассами он будет только в исключительных обстоятельствах или при совсем небольшой группе (1-2 человека).
Большинство тренеров сейчас – действующие спортсмены, а спортсмен на тренировке – всегда эгоист. Если он тренируется сам, то однозначно он не дает чего-то своим подопечным.
2) Компетентность.
Кроме функций инструктора (безопасность, показ имеющихся или новых маршрутов), тренер обладает знаниями по правильным методикам тренировок. Причем, не общими сведениями, которые знают многие, а именно цельной системой, основанной на знании физиологии, психологии и конечно, особенностей именно скалолазания.
На первых порах ученик может не замечать этих знаний. Иногда ученики лазают всю тренировку показанные тренером трассы. Но в целом, на протяжении нескольких занятий, ученики увидят некоторую систему в их обучении.
Хороший тренер обоснованно знает и вовремя подскажет, когда нужно и как правильно делать ОФП и СФП, как разминаться перед тренировкой, сколько точно отдыхать между пролазами и между тренировками, особенности диеты для скалолазов и так далее.
Все это важно для будущего развития, изучено и известно, но, к сожалению, некоторые тренера теорию физиологии знают лишь примерно, рассказывают ученикам общие сведения (иногда банальные и принятые обществом, но ошибочные – например, об ОФП или времени отдыха) или дают хаотичную нагрузку.
3) Индивидуальность подхода.
При группе учеников хороший тренер старается уделить внимание максимально всем, а не одному.
Ввиду того, что все организмы разные (кто-то занимался раньше спортом, кто-то нет, разные особенности телосложения и психологии), то даже в группе тренер старается найти к каждому свой подход, позволяющий человеку развиваться максимально эффективно.
Кроме того, у всех учеников разные цели посещения занятий. Тренер всегда относится серьезно и с уважением к ученику, даже если он ходит на занятия за компанию с кем-то, не сильно старается или не собирается становиться профессиональным спортсменом.
Обычно группа на тренировке у одного тренера – до 6 человек. Возможность расширения группы больше зависит от личных качеств тренера – бывают люди с повышенной коммуникабельностью, умеющие общаться и быть внимательными и с 10 людьми одновременно, но это – скорее исключения из правил и часто в таких группах тренер работает как инструктор: просто следит за безопасностью и показывает трассы.
4) Уровень лазания тренера.
Бывают случаи, что тренера сами имеют не высокий уровень лазания или уже не лазают вовсе. Это не означает, что они не могут грамотно обучить других. Но это также не означает, что могут.
Главный показатель – это опыт лазания тренера. Опыт включает в себя и уровень. Опыт в прошлом имеет не меньшее значение, чем в настоящем. Часто профессиональные спортсмены начинают тренировать ближе к концу спортивной карьеры, когда их опыт позволяет выделить время еще на что-то, кроме себя. Поэтому стоит поинтересоваться уровнем и опытом тренера (как минимум, он должен лезть сейчас или в прошлом 7a онсайт), но не стоит зацикливаться, чтобы тренер был на высоком уровне в настоящем времени – это не обязательно.
Если тренер хорошо лазает сам, это не значит, что он может научить других, хотя какой-то опыт передать безусловно может. Гораздо важнее его теоретические знания (кроме практических) и умение работать с людьми.
Также бывают тренера, которые сами лазали когда-то плохо или мало, но в силу длительного тренерства и наблюдения учеников вывели те же практические основы в работе, что и «настоящие» спортсмены. Но таких тренеров единицы, это скорее исключения, люди в возрасте и они работают в основном с детьми, поэтому мы не будем выводить плохой уровень лазания тренера в правило.
Внимательность, старание в работе (личные качества) и компетентность (знания, опыт) – основные отличия хорошего тренера по скалолазанию.
Чего не стоит ждать от тренера. Что может помешать вашему успеху в скалолазании.
1. Нерегулярность.
Не стоит ждать своих успехов в скалолазании, если вы занимаетесь не регулярно.
Все методики, системы и правила рассчитаны на регулярные посещения и соблюдение режима тренировок.
Получить основы скалолазания и правильно научиться двигаться по рельефу можно достаточно быстро, но чтобы прогрессировать, необходима работа и упорные регулярные занятия.
Более-менее серьезный же прогресс (выше уровня 6c) невозможен без регулярных тренировок чаще 3 раз в неделю. А чтобы выйти на уровень лазания 8a, необходимо не менее 4-5 лет серьезной физической и психологической работы – рассчитанных, постоянных и правильных тренировок. Конечно, бывают исключения из правил – молодые физически одаренные товарищи достигают мировых успехов и за 3 года безвылазного пропадания на скалодроме.
2. Недоверие тренеру.
От тренера не стоит ждать хорошего обучения, если Вы ему не доверяете. Иногда бывает, что ученики считают в каком-то вопросе себя более знающими, чем тренер (это обычно не начинающие, раньше обучающиеся самостоятельно или у другого тренера), или начинают не полностью выполнять задание.
Залог успеха – полное послушание тренеру. Если это у Вас не получается, то стоит подумать о смене тренера или о своем упрямстве.
3. Отсутствие сосредоточения или психология.
Как и во многих других делах, Вы не получите результата в скалолазании, если не научитесь сосредотачиваться на тренировке, даже если у Вас отличный тренер и много времени.
Эта проблема кажется не очень серьезной, но по нашим наблюдениям на скалодромах, ей подвержены большинство начинающих, в то время как правильная концентрация на деле – одна из основ успеха.
К сожалению, невозможность сконцентрироваться – бич современного общества, особенно молодежи.
На тренировке Вы можете выполнять все задания правильно, но если при этом Вы постоянно думаете о другом или отвлекаетесь по сторонам, или болтаете, то эффективность занятия катастрофически снижается и даже внимательный опытный тренер не сможет помочь. Конечно, можно «взять количеством», тренироваться по 5 раз в неделю и результат непременно будет, но далеко не такой, какой мог бы.
Иногда не просто сосредоточиться из-за большого количества занимающихся на скалодроме. Если Вам не удается не отвлекаться, то стоит подумать о смене графика тренировок на более спокойное время, как бы тяжело это не было. Если же такой возможности нет, то придется быть более эгоистичным и изо всех сил не позволять себя отвлекать во время занятия.
При желании концентрацию возможно натренировать, проверяя ее же на элементарном запоминании зацепок трасс с первого показа.
Постарайтесь на время тренировки выкинуть из головы все лишнее, оставить за дверью все проблемы и заботы, не отвлекаться на разговоры не по делу до и во время тренировки, сосредоточиться на занятии, движениях своего тела и желании лазить.
Слушайте себя внимательно и отнеситесь серьезно к тем пару часам, которые проводите на занятиях!
Успехов на скалах и хороших тренеров рядом!